Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 145794
1.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) нар..дить­ся на бал, выт..нуть­ся
2) хл..пот­ли­вый отец, ме­сто­пол..жение
3) похв..ла, к..снуть­ся рукой
4) к..митет, разр..стись по­все­мест­но
5) уб..рать квар­ти­ру, с..мфо­ния
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) пр..зре­ние к тру­со­сти, пр..выше всего
2) абор..ген, зам..реть
3) опт..мист, бл..ста­ние
4) в..рхо­вен­ство, пр..рвать
5) н..бес­ный, место пр..ступ­ле­ния
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные есть в сло­вах:

1) приви(л/лл)егия
2) ра(с/сс)рочка
3) бе(с/сс)край­ний
4) те(р/рр)аса
5) бро(с/сс)кий наряд
4.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых на конце пи­шет­ся ь:

1) съеш.. (салат)
2) (лю­би­мая) доч..
3) (вы­хо­дить) замуж..
4) (ост­рый) меч..
5) (он) горяч..
5.  
i

Ука­жи­те слова, в окон­ча­нии ко­то­рых пи­шет­ся буква е:

1) (пре­бы­вать) в со­мнень..
2) (ска­кать) на лошад..
3) по­стел..шь (ковёр)
4) (в) колюч..м (ку­стар­ни­ке)
5) на­дви­га­ющ..еся (тучи)
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) кир­пич..к, здо­ровь..це
2) монаш..нка, од­но­сту­пенч..тый
3) о со­бачь..x сле­дах, о шерст..
4) воз­вра­ща­ющ..еся ту­ри­сты, об из­вест­ном со­ля­ри..
5) о твоём не­счасть.., при­ветл..вый.
7.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых на месте про­пус­ка пи­шет­ся одна и та же буква:

1) наде..щийся
2) вы­зубр..вший
3) вы­здо­ров..ли
4) вид..мый
5) разве..нный
8.  
i

Пи­шет­ся НН на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) пись­ме..ый стол, на улице ветре..о
2) жаре..ые с луком грибы, ска­жет не­пре­ме..о
3) штам­по­ва..ая про­дук­ция, по­ка­за..ый ви­део­ма­те­ри­ал
4) про­пи­та..ый вла­гой, овся..ые хло­пья
5) за­дол­же..ость, не­ве­ста кра­си­ва и об­ра­зо­ва..а
9.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) давно не белё..ые стены, го­во­рить сдер­жа..о
2) раз­бро­са..ый, мощё..ая до­ро­га
3) то­по­ли..ый пух, от­ве­ты тща­тель­но про­ду­ма..ы
4) про­слав­ле..ый, преда..ость
5) ра­фи­ни­ро­ва..ый, вос­тор­же..ый смех.
10.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)под­ня­тый мат­ро­са­ми флаг; вещи (не)уло­же­ны
2) (не)взлю­бить оди­но­че­ство, (не)кра­соч­ный, но празд­нич­ный
3) ни­чуть (не)ин­те­рес­ный финал; (не)зо­ло­тое коль­цо
4) (не)от­ступ­ле­ние, а по­зор­ное бег­ство, (не)разо­брав­шись
5) очень (не)рав­но­душ­ный че­ло­век; (не)мытые окна
11.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых во всех слу­ча­ях пи­шет­ся ни и раз­дель­но:

1) (Н..)кто (н..)где (н..)забыт.
2) Нет у меня (н..)дру­зей, (н..)вра­гов.
3) (Н..)могу (н..)вос­хи­щать­ся за­ка­том!
4) О своём ре­ше­нии ди­рек­тор за­во­да со­об­щит нам (н..)то зав­тра, (н..)то по­сле­зав­тра.
5) Куда (н..)глянь, (н..)души.
12.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Он учил­ся ри­со­вать, что(бы) по­сту­пить в ху­до­же­ствен­ную школу.
2) Я не пошёл на ры­бал­ку (от)того, что был очень занят.
3) Она спо­ри­ла с ро­ди­те­ля­ми (в)пу­стую: её всё равно не пу­сти­ли бы в поход.
4) Долго блуж­да­ли (в)потёмках, пока нашли нуж­ный дом.
5) (В)про­дол­же­ние ночи я не спал ни ми­ну­ты.
13.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) (В)про­дол­же­ние ночи я не спал ни ми­ну­ты.
2) (В)виду того что дядя не смо­жет взять меня на своё по­пе­че­ние, я долж­на буду оста­вать­ся в пан­си­о­не.
3) Ли­ло­вый зиг­заг мол­нии про­ре­зал небо (на)ис­ко­сок.
4) Ро­ди­те­ли (в)тайне го­то­ви­ли по­дар­ки детям к Но­во­му году.
5) Потом я часто ду­ма­ла: а что(бы) было, если бы ушла я в тот день не рань­ше вре­ме­ни, а как по­ло­же­но?
14.  
i

Обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены есть в пред­ло­же­ни­ях (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Огля­нув­шись на прой­ден­ный путь он понял что уже вы­пол­не­на пер­вая часть когда-то по­став­лен­ной им себе за­да­чи.
2) Обес­по­ко­ен­ный пред­сто­я­щим раз­го­во­ром я долго не мог за­снуть.
3) Я лю­бо­вал­ся этим оке­ан­ским лай­не­ром де­ти­щем на­ше­го века но всё-таки хотел бы ока­зать­ся на борту па­рус­но­го судна.
4) Са­дись Иван и чув­ствуй себя как дома!
5) Весь вид его не­взи­рая на бед­ную и за­што­пан­ную во мно­гих ме­стах одеж­ду стал важен и вну­ши­те­лен
15.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Го­во­рят что Бай­кал на­чи­на­ет бу­ше­вать если его на­зо­вут не морем а озе­ром.
2) Ве­ро­ят­но есть ещё кто-то кому не дают покоя эти камни.
3) В сен­тяб­ре од­на­ко ожи­да­ют­ся ран­ние за­мо­роз­ки.
4) У ме­ха­ни­ка к сча­стью на­шлись за­пас­ные де­та­ли.
5) Ты по-преж­не­му плохо ведёшь себя в школе!
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Она слов­но пред­чув­ство­ва­ла, что́ долж­но было про­изой­ти, и со сле­за­ми на гла­зах долго убеж­да­ла сест­ру бе­речь меня.
2) Пан­крат го­во­рил, что, если бы не тёплый ветер, то, по­жа­луй, не об­ко­лоть бы лёд ре­бя­там и ста­ри­кам.
3) Мне хо­те­лось по­нять, по­чув­ство­вать осо­зна­ют ли дру­гие, по­че­му по­явил­ся этот при­каз.
4) Когда в мир воз­вра­щал­ся свет и люди при­вет­ство­ва­ли его си­я­ю­щи­ми гла­за­ми, дом на­пол­нял­ся зву­ка­ми ре­аль­ной ра­бо­ты.
5) Я спо­кой­но пы­та­юсь ему объ­яс­нить, что этим при­бо­ром я за­ни­ма­юсь давно и ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к слу­чаю в море он не имеет.
17.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ния, с ко­то­ры­ми можно со­гла­сить­ся:

1) Су­ще­стви­тель­ные «па­роль» и «вуаль» муж­ско­го рода.
2) При­ла­га­тель­ное «рад» упо­треб­ля­ет­ся толь­ко в крат­кой форме.
3) У чис­ли­тель­но­го «сто» сов­па­да­ют формы всех кос­вен­ных па­де­жей, кроме ви­ни­тель­но­го.
4) «Некто» — на­чаль­ная форма ме­сто­име­ния «не­ко­го».
5) В пред­ло­же­нии «Вик­то­рия Львов­на Чер­няв­ская ни­ко­гда не была за­му­жем» вы­де­лен­ное на­ре­чие вы­пол­ня­ет функ­цию об­сто­я­тель­ства.
18.  
i

Ука­жи­те, какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

[   ]:[   ].

1) Его бес­по­ко­и­ло лишь одно как бы она не уеха­ла в Моск­ву.
2) Я огля­нул­ся и уви­дел эта белая птица сня­лась с ветки и по­ле­те­ла.
3) Ещё вы­стрел кучер вы­ро­нил вожжи и тихо сполз под колёса.
4) В дом ху­дож­ни­ка Се­ро­ва были вхожи все зна­ме­ни­то­сти того вре­ме­ни учёные пи­са­те­ли ху­дож­ни­ки актёры и му­зы­кан­ты.
5) Лёд ещё тон­кий пе­ре­хо­дить реку опас­но.
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Твар­дов­ский, про­слу­шав одну из зна­ме­ни­тых песен Ми­ха­и­ла Ис­а­ков­ско­го, удивлённо и по­чти­тель­но ска­зал, что: «ты в два­дцать строк вкла­ды­ва­ешь столь­ко, что мне в поэму не вло­жить!»
2) «Я не люблю, когда на меня долго смот­рят, — ска­за­ла Нина и до­ба­ви­ла: — Такое впе­чат­ле­ние, будто раз­гля­ды­ва­ют гео­гра­фи­че­скую карту».
3) — Снова на улицу? — про­вор­ча­ла мать: — Ты бы лиш­ний раз в учеб­ник за­гля­нул.
4) Ли­си­ца слу­ша­ет рас­сказ Волка и при­го­ва­ри­ва­ет про себя: «Ох, глу­по­ват ты, бра­тец».
5) «Будет буря, так что нам лучше бы остать­ся дома», — ска­зал, по­смот­рев на небо, про­вод­ник. «Нет, мы долж­ны спе­шить», — от­ве­тил сер­ди­то Алек­сей.
20.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Он_ как чут­кий и бла­го­род­ный сын, ко­неч­но, будет стре­мить­ся по­мо­гать нам_ как по­мо­гал до сих пор.
2) Вся­кая охота пред­по­ла­га­ет_ как удачу_ так и не­уда­чу.
3) Мне до­воль­но в глаз­ки ваши ясные по­смот­реть, и я вижу всё_ как на ла­до­ни.
4) И от этого баль­за­ма во­ло­сы де­ла­ют­ся у них_ как зо­ло­то.
5) В ин­тер­вью он утвер­ждал, что Пьер Гарри не кто иной_ как из­вест­ный рус­ский аван­тю­рист ин­же­нер Гарин.
21.  
i

При­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом об­ра­зо­ва­ны слова:

1) из­да­ле­ка
2) воз­на­граж­де­ние
3) пе­ре­груп­пи­ров­ка
4) при­сво­ить
5) без­дон­ный
22.  
i

Ука­жи­те, какие сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные це­поч­ки со­став­ле­ны пра­виль­но:

1) за­быть → за­бы­вать → за­бы­вать­ся
2) гу­стой → за­гу­стеть→ за­гу­сте­лый
3) клей → за­кле­ить → за­кле­и­вать
4) мут­ный → мут­неть → по­мут­не­ние
5) друг → дру­же­ский → по-дру­же­ски
23.  
i

Ука­жи­те, какие из дан­ных слов об­ра­зо­ва­ны не­по­сред­ствен­но от су­ще­стви­тель­ных:

1) груст­но­ва­тый
2) рас­фа­со­воч­ный
3) на­го­стить­ся
4) пе­ре­се­че­ние
5) мол­чу­нья
24.  
i

Стро­е­ние каких слов со­от­вет­ству­ет схеме:

при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние?

1) отрав­лен
2) под­толк­нув­ший
3) на­иг­ран­ность
4) на­ко­пи­тель
5) свя­зан­ный
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пётр уже пять лет за­ни­ма­ет­ся руч­ным ганд­бо­лом.
2) Не­об­хо­ди­мо по­ни­мать, что глу­бо­кое по­ни­ма­ние жизни при­хо­дит толь­ко с опы­том.
3) В два­дцать во­семь лет Сер­гей Есе­нин уже был ав­то­ром из­вест­ных всем сти­хов.
4) У мо­ло­до­го со­труд­ни­ка явно есть ор­га­ни­за­ци­он­ные спо­соб­но­сти.
5) Не стоит ве­рить обе­ща­ни­ям Игоря: у него семь пят­ниц на не­де­ле
26.  
i

Ре­че­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Аро­ма­ти­че­ские ве­ще­ства ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ку­ли­на­рии.
2) Моя со­сед­ка все­гда при­слу­ши­ва­лась к со­ве­там своей муд­рой и прак­ти­че­ской при­я­тель­ни­цы.
3) Он был ма­стер на все руки - сле­сарь, сто­ляр, плот­ник и даже ме­ха­ник.
4) Какой-то не­обыч­ный комар при­чи­нил укус ма­лень­ко­му ребёнку.
5) Наше бюро пред­ла­га­ет услу­ги по тру­до­устрой­ству на ра­бо­ту самых раз­ных специ­али­стов.
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Тихий де­ви­чий смех донёсся из зала, ко­то­рый был похож на звуки арфы.
2) Она ждала и ра­до­ва­лась пред­сто­я­щей встре­че с по­дру­гой.
3) После дол­гих уго­во­ров Ан­дрей озву­чил своё мне­ние о пер­вом вы­ступ­ле­нии нашей му­зы­каль­ной груп­пы.
4) Вни­ма­тель­но слу­шая учи­те­ля, мне ста­но­вил­ся по­нят­ным ход ре­ше­ния за­да­чи.
5) Груз­чи­ки спро­си­ли, что на какой этаж надо за­но­сить пи­а­ни­но.
28.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых перед как ста­вит­ся за­пя­тая:

1) Пе­ре­до мной ши­ро­кий мир лежит как на ла­до­ни.
2) На­ступ­ле­ние шло имен­но так как было преду­смот­ре­но в штабе.
3) По­ро­ша как белая июнь­ская ночь.
4) Ло­жи­лись на бу­ма­ге стро­ки как пулемётная стро­ка.
5) Ли­по­вый цвет в на­ро­де из­дав­на ис­поль­зо­вал­ся как эф­фек­тив­ное сред­ство от про­сту­ды.
29.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Оглу­ше­ние и озвон­че­ние про­ис­хо­дит толь­ко на конце слов.
2) В си­но­ни­ми­че­ский ряд объ­еди­ня­ют­ся слова, близ­кие по зна­че­нию.
3) При сло­во­из­ме­не­нии об­ра­зу­ют­ся формы од­но­го и того же слова.
4) Все при­ла­га­тель­ные имеют крат­кую форму.
5) Слово, ко­то­рое в пред­ло­же­нии яв­ля­ет­ся об­ра­ще­ни­ем, за­клю­ча­ет­ся в ка­выч­ки.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30 и В1—В5

(1) Во­круг про­из­ве­де­ния Ра­фа­э­ля «Сикс­тин­ская ма­дон­на» все­гда было много тайн. (2) Раз­ные по­ко­ле­ния, раз­ные люди на­хо­ди­ли в «Сикс­тин­ской ма­дон­не» что-то своё. (3) Од­на­ко все еди­но­душ­но ви­де­ли в кар­ти­не не толь­ко со­вер­шен­ное про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, но и выс­шую меру че­ло­ве­че­ско­го бла­го­род­ства. (4) И вот это самое зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние Ра­фа­э­ля, со­здан­ное им около 1516 года, могло быть на­все­гда уте­ря­но в годы Вто­рой ми­ро­вой войны.

(5) Перед своим кра­хом гит­ле­ров­цы спря­та­ли кар­ти­ны зна­ме­ни­той Дрез­ден­ской га­ле­реи в сырых из­вест­ня­ко­вых шах­тах и го­то­вы были во­об­ще взо­рвать и уни­что­жить бес­цен­ные со­кро­ви­ща. (6) Но по при­ка­зу со­вет­ско­го ко­ман­до­ва­ния сол­да­ты Пер­во­го Укра­ин­ско­го фрон­та два ме­ся­ца вели поиск ве­ли­чай­ших ше­дев­ров га­ле­реи. (7) «Сикс­тин­ская ма­дон­на» ве­ли­ко­го Ра­фа­э­ля ока­за­лась в ящике, ко­то­рый был сде­лан из тон­ких, но проч­ных и хо­ро­шо об­ра­бо­тан­ных пла­нок. (8) На дне ящика был укреплён тол­стый кар­тон, а внут­ри ящика  — рамка, оби­тая вой­ло­ком, на ко­то­рой и по­ко­и­лась кар­ти­на. (9) Но в дни войны ящик не мог слу­жить надёжной за­щи­той. (10) В одно мгно­ве­ние он мог вспых­нуть, и...

(11) Когда ящик нашли и от­кры­ли, перед лю­дь­ми пред­ста­ло изоб­ра­же­ние жен­щи­ны див­ной, не­зем­ной кра­со­ты с бо­же­ствен­ным мла­ден­цем на руках. (12) И со­вет­ские сол­да­ты и офи­це­ры, не­сколь­ко лет ша­гав­шие тяжёлыми до­ро­га­ми войны, сняли перед ней пи­лот­ки и фу­раж­ки.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из при­ведённых ниже под­тем нашли от­ра­же­ние в тек­сте:

1) Ис­то­рия со­зда­ния кар­ти­ны Ра­фа­э­ля «Сикс­тин­ская ма­дон­на».
2) Воз­мож­ная опас­ность утра­ты кар­ти­ны во время войны.
3) Поиск зна­ме­ни­той кар­ти­ны.
4) Ящик для кар­ти­ны «Сикс­тин­ская ма­дон­на».
5) Новая жизнь кар­ти­ны после войны.
31.  
i

(1) В ожи­да­нии кон­цер­та мы рас­по­ло­жи­лись в ка­мы­шо­вых за­рос­лях на бе­ре­гу не­боль­шой, но быст­рой ре­чон­ки. (2) Воз­дух был чист, про­зра­чен, ду­шист...

(3) Вечер на­чал­ся пе­ни­ем ку­куш­ки. (4) Она ле­ни­во за­ку­ко­ва­ла где-то в даль­ней роще и скоро за­молк­ла. (5) Затем за­пе­ла ивол­га, пе­ви­ца из­вест­ная, серьёзно за­ни­ма­ю­ща­я­ся, от­та­чи­ва­ю­щая пев­че­ское ис­кус­ство. (6) Мы про­слу­ша­ли бы её с не­вы­ра­зи­мым удо­воль­стви­ем, если бы не грачи, ле­тев­шие на ночёвку и с кар­ка­ньем опу­стив­ши­е­ся на рощу.

(7) Когда за­кри­ча­ли грачи, за­гал­де­ли и ля­гуш­ки, где-то запел дрозд. (8) Ему ак­ком­па­ни­ро­ва­ли реч­ная ку­роч­ка и ка­мы­шов­ка.

(9) Затем по­сле­до­вал ан­тракт, на­сту­пи­ла ти­ши­на, из­ред­ка на­ру­ша­е­мая пе­ни­ем сверч­ка. (10) Когда на землю опу­сти­лась ночь и луна оста­но­ви­лась среди неба над самой рощей, на­сту­пи­ла и оче­редь со­ло­вья. (11) Он по­ка­зал­ся в мо­ло­дом оль­ша­ни­ке, порх­нул в тер­нов­ник, по­вер­тел хво­стом и стал не­по­дви­жен. (12) Ми­ну­ты три сидел он молча, не дви­га­ясь. (13) Но вот за­шу­ме­ли вер­хуш­ки де­ре­вьев, задул ве­те­рок, за­тре­щал гром­че свер­чок и под ак­ком­па­не­мент этого ор­кест­ра со­ло­вей ис­пол­нил свою первую трель.

(14) Он запел, за­сви­стал, осы­пая рощу щёлка­ньем и дро­бью. (15) И власт­ная сила, и то­ми­тель­ная нега, и ис­крен­няя страсть слы­ша­лись в его чу­дес­ном го­ло­се. (16) Он пел, а кру­гом ца­ри­ла вни­ма­ю­щая ти­ши­на.

(17) Когда за­се­ре­ло небо и по­тух­ли ми­ни­а­тюр­ные фо­на­ри­ки звёзд, голос со­ло­вья стал сла­бее и неж­нее и мало-по­ма­лу умолк.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 8−10 ан­то­ним к слову часто. За­пи­ши­те это слово (ан­то­ним) в об­ласть от­ве­тов.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Ука­жи­те фо­не­ти­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие слову, вы­де­лен­но­му в 6-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер, 1245.

 

1)  в слове че­ты­ре слога;

2)  в слове есть пять со­глас­ных зву­ков;

3)  в слове есть не­пар­ный мяг­кий со­глас­ный звук;

4)  в слове все со­глас­ные звуки твёрдые;

5)  в слове ко­ли­че­ство букв и зву­ков не сов­па­да­ет.

33.  
i

(1) Бар­бос был не­ве­лик ро­стом, но при­зе­мист и ши­ро­ко­груд. (2) Бла­го­да­ря длин­ной, чуть-чуть вью­щей­ся шер­сти в нём за­ме­ча­лось отдалённое сход­ство с белым пу­де­лем, но толь­ко с пу­де­лем, к ко­то­ро­му ни­ко­гда не при­ка­са­лись ни мыло, ни гре­бень, ни нож­ни­цы. (3) Летом он по­сто­ян­но с го­ло­вы до конца хво­ста бывал уни­зан ко­люч­ка­ми, а осе­нью клоки шер­сти на его ногах, жи­во­те, из­ва­ляв­шись в грязи, пре­вра­ща­лись в сотни ко­рич­не­вых бол­та­ю­щих­ся ста­лак­ти­тов. (4) Уши Бар­бо­са вечно но­си­ли следы «бо­е­вых схва­ток».

(5) Пёс имел весь­ма смут­ные по­ня­тия о праве соб­ствен­но­сти (осо­бен­но если дело ка­са­лось наших съест­ных при­па­сов) и не от­ли­чал­ся ак­ку­рат­но­стью. (6) Этому раз­бой­ни­ку ни­че­го не сто­и­ло стрес­кать в один при­сест по­ло­ви­ну жа­ре­но­го пас­халь­но­го ин­дю­ка, вос­пи­тан­но­го с осо­бен­ной лю­бо­вью и от­корм­лен­но­го од­ни­ми оре­ха­ми, или улечь­ся, толь­ко что вы­ско­чив из гряз­ной лужи, на белое по­кры­ва­ло.

(7) Бар­бос обык­но­вен­но лежал на под­окон­ни­ке рас­кры­то­го окна в позе спя­ще­го льва, уткнув морду между вы­тя­ну­ты­ми пе­ред­ни­ми ла­па­ми. (8) Едва на улице по­ка­зы­ва­лась со­ба­чья фи­гу­ра, он стре­ми­тель­но ска­ты­вал­ся с окош­ка и, как мол­ния, на­сти­гал со­пер­ни­ка. (9) В те­че­ние не­сколь­ких минут среди гу­сто­го стол­ба ко­рич­не­вой пыли ба­рах­та­лись, спле­та­ясь клуб­ком, два со­ба­чьих тела. (10) На­ко­нец Бар­бос одер­жи­вал по­бе­ду. (11) В то время когда враг об­ра­щал­ся в бег­ство, визжа и трус­ли­во огля­ды­ва­ясь назад, Бар­бос с гор­дым видом воз­вра­щал­ся на свой пост на под­окон­ник. (12) Прав­да, ино­гда при этом три­ум­фаль­ном ше­ствии он силь­но при­хра­мы­вал, но, ве­ро­ят­но, тем слаще ка­за­лись ему по­бед­ные лавры.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 2  — 4 гла­гол не­со­вер­шен­но­го вида, вто­ро­го спря­же­ния и об­ра­зуй­те от него дей­стви­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни. За­пи­ши­те при­ча­стие в об­ласть от­ве­тов в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа муж­ско­го рода.

34.  
i

(1) Пе­ре­до мной были мол­ча­ли­вые горы и тихие леса в осен­ней за­дум­чи­во­сти. (2) Го­речь на­дви­га­ю­ще­го­ся увя­да­ния уга­ды­ва­лась во всём. (3) Речки кру­жи­лись, за­тя­ги­вая в жёлтые петли горы с дре­му­чи­ми ле­са­ми, и ка­за­лось, что в рас­ще­ли­нах, овра­гах и до­ли­нах об­на­жи­лись нервы земли. (4) Всё во­круг было ве­ли­ча­во и спо­кой­но.

(5) Пред­чув­ствие дол­го­го сна та­и­лось в лесах, и шорох об­ле­та­ю­щих ли­стьев уже на­чи­нал усып­лять их, нашёпты­вая об осен­них до­ждях, о глу­бо­ких сне­гах и о весне, ко­то­рую надо долго и тер­пе­ли­во ждать. (6) Оча­ро­ван­ные пе­чаль­ной му­зы­кой осени, об­на­жи­лись леса, роняя ли­стья в свет­лые ручьи, за­сти­ла­ли их зер­ка­ла, чтобы не ви­деть там от­ра­же­ния своей не­при­ят­ной на­го­ты.

(7) Земля на­де­ва­ла шубу из ли­стьев, го­то­ви­лась к зиме, ути­ха­ли звуки на ней, и толь­ко шорох был всюду от листа и шум от речек, на­пол­нен­ных водой бла­го­да­ря часто пе­ре­па­да­ю­щим, но пока не­за­тяж­ным до­ждям.

(8) Но гора, на ко­то­рой мы сто­я­ли, жила вроде бы от­дель­но от всего леса. (9) Она была об­руб­ле­на лет де­сять назад. (10) Во­круг пней рос ря­бин­ник, берёзки. (11) Они за­ни­ма­ли по­лян­ки по­ко­сов, со­еди­ня­ясь меж собой, и, как-то играя, без гру­сти со­ри­ли во­круг ли­стья­ми, жёлтыми, бор­до­вы­ми, ры­жи­ми', а тон­кие ря­бин­ки были с пер­вы­ми двумя-тремя при­горш­ня­ми ягод и по­ка­зы­ва­ли их всем хваст­ли­во, до­вер­чи­во.

Ука­жи­те мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки, со­от­вет­ству­ю­щие гла­го­лу, вы­де­лен­но­му в 7-м пред­ло­же­нии тек­ста.

Ответ за­пи­щи­те в об­ласть от­ве­тов циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер, 1245.

1)  на­чаль­ная форма  — го­то­вить;

2)  со­вер­шен­ный вид;

3)  вто­рое спря­же­ние;

4)  в форме тре­тье­го лица един­ствен­но­го числа;

5)  в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

 

(1) Дом у Пе­соц­ко­го был гро­мад­ный, с ко­лон­на­ми, со льва­ми, на ко­то­рых об­лу­пи­лась шту­ка­тур­ка, и с ла­ке­ем у подъ­ез­да.

(2) Ста­рин­ный парк, угрю­мый и стро­гий, раз­би­тый на ан­глий­ский манер, тя­нул­ся чуть ли не целую вер­сту от дома до реки и здесь окан­чи­вал­ся об­ры­ви­стым, кру­тым гли­ни­стым бе­ре­гом, на ко­то­ром росли сосны с об­на­жив­ши­ми­ся кор­ня­ми, по­хо­жи­ми на мох­на­тые лапы. (3) Внизу не­лю­ди­мо бле­сте­ла вода, но­си­лись с жа­лоб­ным, еле слыш­ным пис­ком ку­ли­ки. (4) И все­гда тут ме­ня­лось на­стро­е­ние, что хоть са­дись и бал­ла­ду пиши. (5) Зато около са­мо­го дома, во дворе и фрук­то­вом саду, ко­то­рый вме­сте с пи­том­ни­ком за­ни­мал де­ся­тин трид­цать, все­гда было ве­се­ло и жиз­не­ра­дост­но, даже в плохую по­го­ду.

(6) Таких уди­ви­тель­ных роз, лилий, ка­ме­лий, таких тюль­па­нов все­воз­мож­ных цве­тов, на­чи­ная с ярко-бе­ло­го и кон­чая чёрным, как сажа, во­об­ще та­ко­го бо­гат­ства цве­тов, как в усадь­бе Пе­соц­ко­го, не слу­ча­лось ви­деть в дру­гом месте. (7) Весна была ещё толь­ко в на­ча­ле, и самая на­сто­я­щая рос­кошь цвет­ни­ков пря­та­лась ещё в теп­ли­цах. (8) Но уж и того, что цвело вдоль аллей и там и сям на клум­бах, было до­ста­точ­но, чтобы, гуляя по саду, по­чув­ство­вать себя в цар­стве неж­ных кра­сок. (9) Осо­бен­но в ран­ние часы, когда на каж­дом ле­пест­ке свер­ка­ла вода.

Ука­жи­те мор­фо­ло­ги­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие слову, вы­де­лен­но­му в 3-м пред­ло­же­нии тек­ста.

Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов циф­ра­ми (в по­ряд­ке воз­рас­та­ния). На­при­мер, 1245.

1)  при­ча­стие (осо­бая форма гла­го­ла);

2)  имя при­ла­га­тель­ное;

3)  на­чаль­ная форма  — слы­шать;

4)  стра­да­тель­ное;

5)  ка­че­ствен­ное.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30—А32 и В1—В5

(1) Сколь­ко раз я за­ча­ро­ван­но стоял перед глав­ным укра­ше­ни­ем зна­ме­ни­то­го Тро­иц­ко­го со­бо­ра  — ико­ной про­слав­лен­но­го жи­во­пис­ца Ан­дрея Рублёва! (2) В иконе во­пло­ще­ны луч­шие свой­ства его та­лан­та: оду­хо­творённость, нрав­ствен­ное бла­го­род­ство и про­сто­та. (3) А ещё не­обык­но­вен­ная игра кра­сок... (4) Ху­дож­ник все­гда стре­мил­ся со­зда­вать иконы, ко­то­рые, ка­за­лось, из­лу­ча­ли свет.

(5) На зна­чи­тель­ной по раз­ме­рам доске Ан­дрей Рублёв изоб­ра­зил вет­хо­за­вет­ную Тро­и­цу  — яв­ле­ние Ав­ра­аму Бога в виде трёх ан­ге­лов. (6) За каж­дым из трёх ан­ге­лов изоб­ра­же­на его эм­бле­ма. (7) За одним  — древо, ко­то­рое по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию озна­ча­ет «древо жизни». (8) За вто­рым  — воз­вы­ша­ют­ся лёгкие, строй­ные па­ла­ты, яв­ля­ю­щи­е­ся ху­до­же­ствен­ным об­ра­зом ра­дост­но­го и вдох­но­вен­но­го по­зна­ния. (9) За тре­тьим ан­ге­лом на­хо­дит­ся гора  — древ­ний сим­вол всего воз­вы­шен­но­го.

(10) Уже при пер­вом взгля­де на икону зри­тель ока­зы­ва­ет­ся в плену гра­ци­оз­ных, пе­ву­чих линий её ри­сун­ка и неж­ней­шей кра­со­ты со­че­та­ю­щих­ся цве­тов. (11) Ху­дож­ник и ис­кус­ство­вед И. Гра­барь писал, что «Тро­и­ца» свер­ка­ет «выс­шим, не­зем­ным све­том». (12) Свет этот сияет в белых и го­лу­бо­ва­тых про­бе­лах, он на­по­ми­на­ет од­но­вре­мен­но и го­лу­биз­ну неба, и за­цве­та­ю­щий лён, и пер­вые ва­силь­ки в зе­ле­не­ю­щей ещё ржи.

(13) Ещё долго учёные будут изу­чать ис­то­рию со­зда­ния зна­ме­ни­той иконы. (14) А три за­дум­чи­вых и груст­ных ан­ге­ла в мер­ца­ю­щем свете лам­пад из века в век будут вести свою без­молв­ную и та­ин­ствен­ную бе­се­ду над мо­ги­лой «ве­ли­ко­го стар­ца»...

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии, вы­де­лен­ном в 9-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

37.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30—А32 и В1—В5

(1) Все знают, как важно бе­речь в об­ли­ке нашей земли, нашей стра­ны всё то, что может тро­нуть че­ло­ве­че­ское серд­це и оста­вить о себе бла­го­дар­ную па­мять. (2) Од­на­ко, если при­смот­реть­ся, мы всё-таки плохо бережём то, что не­пре­мен­но надо бе­речь. (3) На­при­мер, ча­стень­ко на «клоч­ке земли, при­пав­шем к трём берёзам», можно уви­деть кучу бе­тон­но­го му­со­ра, или за­бы­тую ржа­вую се­ял­ку, или «не­тлен­ную» кучу по­ли­эти­ле­но­вых меш­ков из-под удоб­ре­ний. (4) Опуш­ки лесов и по­ло­сы ле­со­по­са­док в степи опа­ле­ны хи­ми­ка­та­ми, не­ак­ку­рат­но рас­пылёнными с самолёта. (5) Де­ре­вья в лесу ис­пач­ка­ны пят­на­ми мас­ля­ной крас­ки  — по­ме­ча­ли ту­ри­сти­че­ский марш­рут.

(6) Или ещё такой при­мер: зелёный тра­вя­ной склон горы не­ред­ко из­ре­зан гро­мад­ны­ми бук­ва­ми ка­ко­го-ни­будь при­зы­ва, на­при­мер: «Бе­ре­ги­те лес!». (7) До­сти­га­ет ли цели этот при­зыв, когда его вы­ру­ба­ют ло­па­той в зелёном дёрне? (8) После всего этого как-то даже не­лов­ко го­во­рить о тон­ко­стях вос­при­я­тия че­ло­ве­ком кра­со­ты пей­за­жа.

(9) Таким об­ра­зом, со­гла­си­тесь, за­бо­та об об­ли­ке нашей земли, без­услов­но, яв­ля­ет­ся очень важ­ной за­да­чей. (10) Ис­то­ки сы­нов­не­го чув­ства к от­чиз­не лежат там, где мы рож­да­ем­ся и живём. (11) Наша Ро­ди­на долж­на оста­вать­ся пре­крас­ной во всех угол­ках. (12) Это дело нашей со­ве­сти, нашей куль­ту­ры, это наш долг.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 9—12) пред­ло­же­ние, со­от­вет­ству­ю­щее схеме: [ ], ( ). Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (циф­ра­ми) в об­ласть от­ве­тов (на­при­мер, 14).

38.  
i

По­ставь­те уда­ре­ние в сло­вах и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  По­дол­гу.

Б.  Гли­ня­ный.

B.  Ин­стру­мент.

Г.  Вос­при­нять.

1.  Уда­ре­ние па­да­ет на пер­вый слог.

2.  Уда­ре­ние па­да­ет на вто­рой слог.

3.  Уда­ре­ние па­да­ет на тре­тий слог.

39.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми ча­стя­ми речи яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Мне хо­те­лось по­смот­реть, где живёт Лёля.

Б.   Имен­но такое мгно­ве­ние я пе­ре­жил не­дав­но.

В.   Я люблю ве­че­ром гу­лять вдоль на­бе­реж­ной. Г.   Как объ­яс­нить ей, что мы очень раз­ные люди?

1)  ча­сти­ца

2)  союз

3)  пред­лог

4)  ме­сто­име­ние

5)  на­ре­чие

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Тео­рия эта была свя­за­на, как го­во­рят ма­те­ма­ти­ки, с яв­ле­ни­ем ир­ра­ци­о­наль­ным.

Б.   Почва так и ко­лы­шет­ся под но­га­ми, точно идёшь по на­тя­ну­то­му по­лот­ну.

В.   Птиц не пугал шум мо­то­ра, они спо­кой­но про­пус­ка­ли ка­те­рок мимо себя и толь­ко по­во­ра­чи­ва­ли вслед ему го­ло­вы.

Г.   Берег густо зарос еже­ви­кой, ли­ло­вы­ми цве­та­ми пред­ло­же­ние по­ви­ли­ки, и толь­ко кое-где вид­не­лись зо­ло­ти­стые стеб­ли зве­робоя.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.